МКОУ "Хкемская ООШ"
Ахтынский район
  • Образование инвалидов и лиц с ОВЗ

    Одним из приоритетных направлений деятельности Министерства образования и науки РД является создание условий для комплексного решения задач обучения, воспитания, оздоровления и социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. В республике существуют 11 специальных (коррекционных) образовательных учреждений пяти видов: два учреждения для детей с нарушением слуха: I вида (для глухих детей), II вида (для слабослышащих детей); два учреждения для детей с нарушением зрения: III и IV видов (для слепых и слабовидящих детей); шесть специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (для обучающихся с легкой и умеренной степенями умственной отсталости). Использование дистанционных форм при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить ребенка качественным образованием вне зависимости от места обучения, предоставляет возможность общения со сверстниками, необходимого для социализации и адаптации в обществе. ГКОУ «Республиканский центр дистанционного обучения», был создан постановлением Правительства Республики Дагестан от 16.10.2009 г. № 360 в рамках программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы и функционирует с сентября 2010 года. В настоящее время в центре обучаются 497 детей. Кроме того, функционируют инклюзивные классы для детей с диагнозом ДЦП при гимназии №4 г.Махачкалы, в них обучается 37 ребенок. Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка-инвалида, в том числе об определении формы и степени его инклюзии (интеграции) в образовательную среду, решается психолого-медико-педагогическими комиссиями, исходя прежде всего из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей. В целях подготовки образовательных учреждений к введению ФГОС для детей с ОВЗ Министерством образования и науки РД издан приказ от 05.03.2015г. № 737 «Об организации работы по введению ФГОС образования, обучающихся с ОВЗ» и разработан План мероприятий («дорожная карта») по реализации Комплекса мер по введению федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Республике Дагестан в 2015-2018 гг. В рамках выполнения плана мероприятий («дорожной карты») и создания условий для максимально эффективного развития ребенка-инвалида, его социальной реабилитации, для осознанного выбора им профессии, привлечения детей с ограниченными возможностями здоровья к просветительской деятельности проводятся курсы повышения квалификации для учителей, работающих с этой категорией детей, подготовлены тьюторы на базе ДГПУ, совместно с Московским городским психолого-педагогическим университетом проведены курсы по инклюзивному обучению по 2 модулям: для руководителей образовательных организаций и для учителей. Обучение проходило в два этапа - дистанционное обучение проводило МГППУ и очное обучение - ДГПУ. В прошлом учебном году было подготовлено 45 тьюторов и 100 педагогов из школ г.Махачкалы для работы с детьми с особыми потребностями в обучении. В октябре 2015г. для всех специалистов территориальных психолого-медико-педагогических комиссий были организованы специальные курсы повышения квалификации в ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» (дистанционно - 35 специалистов), а также совместно с Министерством образования и науки РФ были организованы курсы повышения квалификации для специалистов: сурдопедагогов, дефектологов, логопедов - для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, после кохлеарной имплантации, РАС в ООО «Центр образовательных услуг» г.Москвы (дистанционно - 24 педагога). Трое педагогов МКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат I вида» в пос.Ленинкент обучались на семинарах, организованных в г.Кисловодске для педагогов, работающих с детьми с глубокими нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра и после кохлеарной имплантации. С целью реализации Комплекса мер по введению ФГОС образования для обучающихся с ОВЗ в ноябре 2015 года Министерством образования и науки РД был проведен обучающий семинар в Специальной (коррекционной) школе-интернате III и IV видов в г.Избербаше для педагогов общеобразовательных школ городов Махачкала и Избербаш по теме: «Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО для обучающихся с нарушениями зрения» (на котором были проведены индивидуальные и групповые коррекционные занятия с тифлопедагогами). 4 декабря 2015 г. проведен обучающий семинар в Специальной (коррекционной) школе-интернате I вида в пос.Ленинкент для педагогов общеобразовательных школ г.Махачкалы по теме: «Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО для обучающихся с нарушениями слуха», на котором были проведены индивидуальные и групповые коррекционные занятия с сурдопедагогами. В январе - феврале 2016 г. Министерством образования и науки РД были проведены три обучающих семинара на базе ГБОУ «Республиканский центр социально-трудовой адаптации и профориентации им У.М.Муртузалиевой»: - для педагогов специальных (коррекционных) организаций республики и общеобразовательных школ г.Махачкалы по теме: «Методические рекомендации по внедрению ФГОС для обучающихся с нарушениями интеллекта»; - для педагогов-психологов по теме: «Повышение качества психолого- педагогического сопровождения детей»; - для педагогов дошкольного образования по теме: «Методические рекомендации по внедрению ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста». 17 марта 2016 г. состоялась конференция по теме: «Подготовка образовательных организаций к переходу на адаптивные образовательные программы» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Мероприятие проходило при поддержке Федерального института развития образования (г.Москва). 5 мая 2016 г. Министерством образования и науки Республики Дагестан был проведен круглый стол на тему: «Диссеминация опыта работы Республики Дагестан по апробации ФГОС для детей с ОВЗ». Для прохождения детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья государственной итоговой аттестации, были созданы необходимые условия. Так в 2015-2016 учебном году во время проведения ЕГЭ были созданы дополнительные условия для 61 выпускника, двоим из которых был организован ППЭ на дому. Перед системой профессионального образования поставлены задачи социальной реабилитации обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, их успешного включения в профессиональную деятельность. В образовательных организациях среднего профессионального образования Республики Дагестан создаются условия для беспрепятственного доступа к образованию и обучения инвалидов, получения ими профессий, востребованных на рынке труда, психологического комфорта развития личности обучающегося, оказывается комплексная помощь в саморазвитии и самореализации в процессе обучения и адаптации к новому социуму. Цели профессионального образования данной категории обучающихся реализуются в процессе комплексного подхода к профессиональной ориентации, профессиональному обучению, профессионально-производственной адаптации и трудоустройству. В настоящее время в профессиональных образовательных организациях республики насчитывается 351 обучающийся инвалид и лицо с ОВЗ. В целях реализации Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016-2018 годы (утв. Правительством РФ от 23.05.2016г. № 3467п-П8) приказом Минобрнауки РД от 19.09.2016г. №2505-05/16 внесены изменения в План мероприятий ("дорожную карту"), утвержденный приказом Минобрнауки РД от 03.03.2016 г. № 582-05/16 в части включения в него положений по развитию профессионального образования и трудоустройства лиц с ОВЗ в Республике Дагестан.
    Образование инвалидов и лиц с ОВЗ.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике