МКОУ "Хкемская ООШ"
Ахтынский район
  • Профилактика суицидального поведения

    Сегодня мы наблюдаем пугающую картину, когда в условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Современное законодательство обязывает общеобразовательное учреждение улучшать условия, в которых растет и получает воспитание ребенок, оказывать особую поддержку семьям и по возможности помогать родителям в воспитании учащихся. Ведущую роль в этом играют классные руководители, которые непосредственно занимаются с учениками и их родителями. Поэтому нашим педагогическим коллективом принято решение проанализировать данную проблему в общеобразовательном учреждении и выработать систему мер по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних. Самоубийство – чисто человеческий, сознательный поведенческий акт, значит, не будет преувеличением сказать, что оно является своеобразной «платой» за разум, индивидуальность, за свободу выбора и воли. Тем не менее, это не значит, что мы не должны стремиться максимально снизить число самоубийств, а для этого необходимо углубленное изучение феномена самоубийства во всех его аспектах и эффективно проводимая система профилактических мер. Программа профилактики суицида МБОУ СШ №9 им. Харламова Ю.П. г. Волжский направлена на профилактику предотвращения случаев суицида среди детей и подростков, на формирование адекватной самооценки, на устранение уровня дезадаптации (коррекция и тренинги), выявление причин суицидального риска (анкетирование, диагностика), психологическое консультирование (родители или законные представители, педагоги, дети), развитие навыков эффективного общения и уверенного поведения. Цель программы: Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся. Задачи программы: • выявление детей «группы риска», обучение данной группы методам релаксации и саморегуляции. • межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций; • взаимодействие классных руководителей, педагога – психолога с родителями; • пропаганда здорового образа жизни, формирование у учащихся позитивного образа Я. Принципы реализации программы: Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса. Ожидаемый результат. Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений. Содержание программы. Исходя, из цели и задач программы работа проводится по следующим направлениям: 1. Выявление и реабилитация детей «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении: Статьей 14 Федерального закона РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на образовательные учреждения возложена обязанность оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, выявлять подростков и семьи, находящихся в социально-опасном положении. Усилить внимание педагогов на выявление случаев жестокого обращения к детям в семье, выявление детей, нуждающихся в психологической, социальной помощи. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. • диагностика – тесты на определение личностной и реактивной тревожности, подверженности стрессу. • создание электронной базы данных по социально неблагополучным семьям, детям, склонным к суицидальному поведению; • проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение суицидального риска. 2. Координация и межведомственное взаимодействие с родителями обучающихся, различными учреждениями и организациями: • организация и проведение разъяснительной работы среди родителей по ограничению доступа к сайтам сети Интернет, содержащим вредную и опасную для жизни несовершеннолетних информацию. 3. Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся. • Организация досуга несовершеннолетних для формирования широкого круга интересов, увлечений, занятий, направленных на укрепление и сохранение психического и физического здоровья; • организация и проведение мероприятий, акций по пропаганде ЗОЖ, вовлечение детей «группы риска» в массовые и социально-значимые мероприятия. 4. Оптимизация межличностных отношений в школе. Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися. Оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.). Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения. Словарь терминов Суицид – самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни. Суицидальная попытка – это целенаправленное действия по лишению себя жизни, не закончившиеся смертью. Суицидальные замыслы – активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана еѐ реализации. Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение. Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство. Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации. Толерантность – способность человека, принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
    Профилактика суицидального поведения.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике